E-CONSUMER GUIDE
AMF www.sendflowers.ru

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

ИНТЕРНЕТ – ПОТРЕБИТЕЛЯ

 

 

 

 

Главная

 

От редактора

 

Опыт потребителя

 

Статистика, рейтинги, экспертные оценки

 

Каталоги интернет-магазинов и услуг

 

Дисконтные карты, скидки, купоны

 

Что новенького?

 

Библиотека

 

Общество интернет-потребителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТ РЕДАКТОРА

Никто сегодня не может предсказать, как будет развиваться информационная революция, вызванная появлением Интернета, и какой окажется ее динамика.

 

Там, где идет речь о предполагаемом развитии событий в будущем, естественно, не может быть достигнуто научной точности. Однако можно попытаться заглянуть в будущее, используя прошлое и настоящее.

 

Первое, на что нужно обратить внимание – это то, что возникновение и первоначальное развитие Интернета совсем не связано с миром бизнеса и коммерции. Современный Интернет возникал и формировался как технология для обмена информацией между исследовательскими и учебными центрами. Государственная поддержка исследований в этой области обеспечивала первоначальные инвестиции в развитие сети.  Это определило и первоначальную аудиторию Интернета, в основном представленную научными и студенческими сообществами и специфику сетевой культуры того времени, основанной на восприятии сети как полностью открытого для пользователя информационного ресурса. Основными интересами энтузиастов сети того времени были познавательный и исследовательский интерес, стремление к свободе обмена информации и самовыражения. Творческий и интеллектуальный мотив присутствия в сети и высокий уровень образования и квалификации характеризуют Интернет того времени.

Коммерческое использование сети не приветствовалось. Это был период создания и опытного использования сети Интернет как новой информационной технологии.

 

Однако эксперимент удался. Сеть показала себя как устойчивое и жизнеспособное явление. Новые коммуникативные возможности Интернет были настолько очевидны и эффективны, что отсутствие попытки использовать их в экономических и коммерческих интересах было просто невозможно. Вопрос состоял только в том, когда это произойдет и каким образом это сделать? Это произошло в начале 90-х. Фактически сеть просто открыли для коммерческого использования и сделали публично доступной для бизнеса.

 

Сегодня почти за 15 лет своего рыночного существования сеть уже оказала колоссальное воздействие на мировую экономику. Интерес бизнес сообщества к технологии Интернет продолжает развиваться. Количество вовлеченных в этот процесс, как компаний, так и обычных пользователей, неуклонно возрастает с каждым годом. Статистика Интернет впечатляет своей динамикой.

 

В чем же ключ столь активного интереса бизнес-сообщества к Интернет? Небольшой экскурс в экономику бизнеса. (выдержки из книги «Принцип электронного бизнеса»)

 

«Современная корпорация основана на разделении труда и расчленении рабочих операций. В процессе создания стоимости она встроена в сложные взаимоотношения с клиентами, партнерами и поставщиками и может существовать в этих отношениях только на основе четкой дифференциации своей роли и своей продукции. Любое улучшение средств транспорта и связи вело к прогрессивному процессу специализации внутри компаний и внутри отрасли в целом. Постоянно растущая экономия на масштабах привела к возникновению массового производства и массовой дистрибуции товаров. Сложившиеся таким образом социоэкономические системы лучше всего описать как сеть взаимосвязей по созданию стоимости.

 

Революционный потенциал новых сетевых технологий в деле интеграции бизнес-процессов и бизнес-знаний заключается в способности к осуществлению взаимосвязей через все имеющиеся технические и организационные системные границы. Это неизбежно меняет установившиеся взаимосвязи в сфере транзакционных издержек – те, что прежде определяли суть и роль корпорации.

 

Под транзакционными издержками понимаются все те усилия, которые приходится прилагать организации, основанной на разделении труда, для преодоления препятствий в сферах коммуникаций, информации и знаний и которые возникают в ходе развертывания и осуществления бизнес-процессов и контроля над ними. Это издержки организации как производственного фактора.

 

Появление железной дороги привело к революционным изменениям транзакционных издержек в логистике материальных потоков. Практически ни одно из существовавших до того времени производственных и дистрибьюторских предприятий не пережило этой революции. Электронный бизнес ведет к драматическому снижению транзакционных издержек в логистике информационных потоков.»

 

 В преодолении транзакционных барьеров, собственно, и заключается основной смысл  электронного бизнеса и Интернет-экономики.

 

Однако, в анализе и развитии Интернета сегодня существует определенный перекос: деловой мир и рынок рассматривает его, преимущественно, с точки зрения компаний, т.е. с точки зрения интересов бизнеса. По данным исследования, проведенного компанией Forrester Research, 85% оборота электронной коммерции приходится на взаимоотношения компаний. Задача снижения издержек внутри корпораций и в сегменте В2В между компаниями определяет сегодняшний этап развития Интернет.

 

Таким образом, мы переживаем этап освоения Интернет-технологий в рамках сформировавшегося ранее рынка, установившихся бизнес структур и связей. К качественному изменению рынка это  пока не привело. Однако, можно предположить, что новые изменения в структуре рынка неизбежны. И происходить они будут скорее всего на наших глазах по мере все большей вовлеченности конечного потребителя в освоение и использование сетевых технологий, по мере возникновения новых видов сетевых продуктов  и сервисов, создающих дополнительную стоимость для конечного потребителя.

 

Интересные данные по этому поводу выявило исследование, проведенное английской аналитической компанией Datamaster. По ее оценкам к 2005 г. 70% всех домашних покупок будет совершаться через Интернет. Скорее всего, речь идет о странах с развитой сетевой инфраструктурой. Однако, так как Интернет не имеет национальных границ, можно говорить об этой тенденции в развитии всего сетевого сообщества независимо от географической принадлежности конкретной статистики.

 

Интернет-потребитель и сегмент рынка  В2С

 

Интернет-технология предполагает, что у участника сделки, в конечном счете у потребителя сетевого продукта, должны быть соответствующие:

            - инфраструктура

            - необходимые прикладные программы

            - понимание и знание сетевых ресурсов и продуктов.

 

Создание необходимых предпосылок для использования сети требует усилий, времени и материальных затрат пользователя. Если бизнес и корпорации имеют инвестиционные ресурсы для своего развития и вынуждены искать пути снижения внутренних издержек в борьбе за конкурентоспособность и выживание, то потребитель, как правило, не имеет сопоставимых ресурсов, а главное цели потребителя не столь рациональны и прагматичны. В этом смысле отставание развития сети в сегменте рынка В2С вполне объяснимо.

 

Однако, значит ли это, что потенциал развития и возможности в этой области, как для бизнеса так и для потребителя, менее интересны и перспективны? Не думаю. Скорее наоборот, если вспомнить возможности использования сети в некоммерческих целях, как это было в начале пути, и добавить к ним производственный, инвестиционный и интеллектуальный потенциал бизнеса.

 

Фактически два первых этапа развития Интернета – это подготовка к активному освоению виртуальной реальности прямым потребителем и рынком в сегменте В2С.  Ключевым здесь будет уровень развития инфраструктуры и подготовленности конкретного потребителя к восприятию новых информационных технологий и продуктов.

 

В этом смысле развитие Интернет-пользователя можно разделить на несколько уровней, которые он проходит, чтобы сначала психологически подготовиться к восприятию товарных предложений со стороны компаний, а затем этими предложениями действительно воспользоваться. В этом делении учитывается как индивидуальный уровень обученности, так и определенный скепсис Интернет-пользователя в отношении данного коммуникативного средства.

 

Решающее значение для выделения этих уровней имеют различные потребности, которые могут быть удовлетворены через Интернет в рамках каждого из них. По мере освоения этих уровней потребитель все более интегрируется в Интернет-рынок и переходит от пассивного восприятия и наблюдения к активному участию в Интернет-экономике.  

 

Какие же потребности позволяет удовлетворить Интернет-экономика и соответственно какие этапы проходит Интернет-потребитель по мере освоения Интернет:

                        - досуг

                                   - информация

                                               - контакт

                                                           - покупки

                                                                       - сервис

 

Вывод из стадийного подхода к Интернет-потреблению состоит в том, что повышение уровня развития клиентов заставляет компании привести к соответствующему уровню не только свои WEB- предложения, но и другие сферы бизнеса – организацию, информационные технологии, бизнес-процессы, продукты, услуги, уровень обслуживания.

 

В этом смысле процесс активного расширения числа пользователей Интернет, связанный с динамичным развитием сетевой инфраструктуры и новых технологий массовых коммуникаций (например, мобильный телефон) фактически открывает возможности по дополнительному снижению транзакционных издержек экономики, и созданию добавленной стоимости как для новых компаний,, осваивающих этот рынок, так и для потребителя.

 

Может показаться, что Россия отстает от других стран в развитии Интернет технологий и инфраструктуры. В наиболее развитых странах мира (США, Западная Европа) пользователи Интернет составляют значительную долю населения – до 30 и даже 40%. Однако качественный состав пользователей сети у нас совсем иной. Это и бизнесмены, руководители высшего и среднего звена, сотрудники наиболее крупных и конкурентоспособных предприятий, студенты, учащиеся. Две трети пользователей Интернета в России – люди в возрасте от 14 до 34 лет, 68% имеют высшее образование.

 

Можно  сказать, что большинство российских пользователей Интернета – это так называемые квалифицированные пользователи. Они готовы активно осваивать возможности и потенциал сети, переходя от развлекательного уровня и уровня  поиска информации к поиску конкретных возможностей прагматичного использования новых ресурсов и снижения собственных издержек, не ограничиваясь только электронной почтой, просмотром новостей и развлечениями.

 

Это подтверждается результатами опросов: более двух третей американцев и менее четверти россиян считают Интернет в первую очередь средством развлечения. Более половины наших соотечественников рассматривают Интернет как источник полезной информации и около четверти -как средство обучения.

 

Выводы :

  1. Сегодня основной причиной активного интереса к Интернет-технологиям со стороны бизнес-сообщества является возможность снижения собственных транзакционных издержек.
  2. По мере освоения сетевых технологий как внутри компаний, так и в операциях В2В, будет происходить рост интереса к сегменту В2С.
  3. В процессе освоения пользователями информационных и досуговых ресурсов сети интерес пользователей переключается на возможности снижения своих экономических издержек как при поиске информации, так и при выборе и потреблении посредством сети других товаров и услуг.

Приглашаем всех заинтересованных к сотрудничеству. Мы с удовольствием разместим на наших страницах ваши новости, публикации, ссылки на ресурсы, относящиеся к теме Интернет-потребления и Интернет-бизнеса.

Если вы хотите высказать какие-либо пожелания к нашему сайту, мы будем рады получить от вас любые предложения и комментарии по адресу: e-consumer@yandex.ru

Если идея сайта вам понравилась и кажется полезной, подпишитесь на нашу рассылку:

Рассылки Subscribe.Ru

Практическое руководство интернет-потребителя

 

Практическое руководство интернет-потребителя

 

Рассылка MailList.Ru

Руководство Интернет-потребителя

 

Рассылки@Mail.ru
Руководство Интернет-потребителя

 

Рассылка 'Практическое руководство интернет-потребителя' Content.Mail.Ru Rambler's Top100 Rambler's Top100

С чего начать| Куда сходить | Где купить | Как сэкономить | Что прочесть | Кто поможет | Что новенького | Сотрудничество

Copyright Content and Web design © 2004 by Vladimir Golovin, St.Petersburg, Contact Webmaster

Сайт создан в системе uCoz